Видеозаписи

Здесь Вы сможете увидеть выступления на различного рода конференциях и тематических встречах, а также лекции и специально записанные для разных аудиторий выступления.

Речь идет  о самом главном для Григория Григорьева — Причастии в жизни христианина; пути любви (Икономии) в Православии, трезвении, как образе жизни и веры; о семейных ценностях; о любви и ненависти; о человеческих падениях и Боге; о прощении. Все эти выступления объединяет одно — Евангельская проповедь в духе любви.

Третье обретение главы Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна.

Если мы внимательно читаем Евангелие, то не можем не удивляться. Когда Иоанн Креститель посылает к Спасителю учеников спросить: «Ты ли Тот, Которого мы ожидаем? Ты ли являешься Мессией?» − удивительно это потому, что он крестил Христа, первый Его узнал, видел Духа Святого, яко голубь сходящего, и не мог не знать, что это Мессия. Ему не надо было получать ответа на этот вопрос, но это было нужно для учеников, потому что вокруг имени Спасителя было много сомнений и искушений. И, понимая это, Иоанн Предтеча посылает к Спасителю учеников с вопросом, на который сам знает ответ. Христос, тоже понимая это, начинает отвечать. Ведь Он мог бы сказать: «Странный вопрос: Он же Меня крестил и видел разверстые небеса, Духа яко голубя, слышал Божий глас...» Но Спаситель начинает отвечать, как бы косвенно свидетельствуя, что Он Мессия: «Больные исцеляются, прокаженные очищаются, и даже мертвые воскресают. И блажен, кто не усомнится во Мне». Это говорится для народа, для учеников. Вот такой удивительный и непостижимый диалог на большом расстоянии. Христос свидетельствует о Себе не прямо, а косвенно, отвечая на вопрос, которого? на самом деле не существует...

Настоятель храм Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий Григорьев о бесконечно высоком мистическом смысле праздника Вознесения Господня:

− C праздником Вознесения Господня! Это один из самых загадочных, мистических и неосознаваемых праздников. Собственно говоря, он венчал то, с чего начиналось служение Христа. Будете видеть небеса отверстыми и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин 1:51) − говорит Он апостолу Нафанаилу. И вот небеса отверзаются перед многими учениками, перед многими людьми... Дверь в бесконечность, дверь в бесконечные просторы Царствия Небесного. И на глазах у всех Господь поднимается над землей и исчезает из поля зрения людей. Как вознесся Христос, так и придет он в момент Второго Пришествия на землю...

Дорогие братья и сестры, возможно, вы не совсем услышали, что в проповеди на Евангелие я говорил о том, что апостолы, видя вознесение Христа, испытали очень противоречивые чувства, они находились и в радости, и печали одновременно. Мы не обращаем внимания на слова в Деяниях «предстали им два мужа в белой одежде». Я не слышал, чтобы ангелов называли мужами в белых одеждах, и кто это был, мы не знаем. Они говорят апостолам: «Что вы стоите и смотрите на небо, идите уже домой. Вот так, как Он вознесся, так и приидет вновь при Втором Пришествии». То есть апостолы не расходились, потому что им трудно было оторваться от Христа, они не могли смириться с тем, что Его с ними больше нет и увидят они Его только во время Второго Пришествия. Именно поэтому и стояли они во внутреннем смущении и смятении духа.

Я говорил, что Вознесение для нас отчасти праздник духовного смятения. Но у нас есть отличие от апостолов, и прежде всего оно в том, что крещаемый человек принимает благодать Святого Духа на таинстве Миропомазания. У апостолов не было этого таинства, а у нас оно уже было, поэтому наше смятение и сомнения не имеют того оправдания перед Богом, которое было у них. В первую очередь все эти переживания говорят о нашем недоверии Богу, нам не хватает доверия Господу и Богу, и Спасу нашем Иисусу Христу. И ощущение нашей богооставленности, как я говорил в воскресной проповеди, прежде всего оттого, что мы не можем заглянуть в глубину своей души, именно туда, где в нас проявляется Господь... Мы никак не можем духовно встретиться с собой и с Богом, мы все время находимся на поверхности бушующего океана, в зоне шторма и зоне волнения, а надо подняться над штормом, подняться над волнением, погрузиться в тишину глубины своей собственной души − и тогда все сомнения исчезнут…

Вознесение Господне. Казалось, об этом дне мы знаем много, наверное, вы слышали разные проповеди на эту тему. И вот, прочитав многие толкования этого праздника, святых отцов, я подумал, что многое уже было сказано раньше и хотелось бы, чтобы каждая проповедь была не такой, как в прошлом году, чтобы была видна динамика нашего духовного роста. Тогда я отложил все книги и стал внимательно читать Деяния апостолов и Евангелие от Луки на сегодня, и вот, что увидел...

Вы помните, что когда Иоанн Креститель крестил людей, он говорил: «Я крещу вас водой святой во оставление грехов, но идет за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви на ноге Его; Он будет крестить вас Духом Святым».

Дух Святой сойдет только через десять дней, в день Троицы (Пятидесятницы), а сейчас праздник Вознесения, как бы преддверие Духа Святаго. И у меня возникли такие мысли: Господь причащает апостолов на Тайной Вечере, но не только Иуда предает Его, а и все остальные апостолы, кроме Иоанна Богослова, отрекаются от Него. Хотя Сам Господь был рядом и они только что причастились, но когда Его взяли, все их немощи обнажились. В сегодняшнем апостольском чтении Господь говорит: «…Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Говорит через сорок дней после Своего воскресения. Исходя из этого, если Дух Святый еще не сошел, то силы пока нет и апостолы не могут быть свидетелями в той степени, в какой станут сразу после Троицы, когда без страха и сомнения будут готовы пойти на смерть. После причастия на Тайной Вечере у них открываются невидимые им грехи. Они все уверены, что они со Христом и готовы положить за Него жизнь, и тут же видят, сколь немощен человек, пока не сойдет на него Дух Святый. Все это промыслительно...

Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Григорий Григорьев о том, что он думает сегодня. "Главное, чего не хватает сейчас - это внутренней тишины, чтобы помочь раскрыть свои нереализованные таланты".

Одно из сегодняшних Евангелий посвящено Марфе и Марии, сестрам Лазаря (Лк. 10, 38−42). Вы помните, что когда Господь был в доме Лазаря и рассказывал о Царствии Небесном, сестра Мария сидела и слушала, а сестра Марфа заботилась об угощении всех собравшихся. И, обидевшись на Марию, которую, вероятно, несколько раз просила помочь, Марфа подошла ко Христу и сказала: «Господи, скажи моей сестре, чтобы не оставляла меня одну. Пусть бы она мне помогла». И Господь ей говорит неожиданное слово: «Марфа, Марфа, заботишься и печешься ты о многом. Мария же благую часть избрала себе, и сие не отнимется от нее». При этом мы знаем, что и Марфа, и Мария канонизированы в равноапостольном чине. Это два пути, ведущих к Богу: путь благодати слушания слова Божия и путь марфиного служения.

В связи с этим я хочу рассказать о поминаемой сегодня царице Елене, матери императора Константина, которая, по моему немощному представлению, была самой большой марфой − марфой земного шара, всех времен и народов.

Все вы хорошо знаете сегодняшнее Евангелие о том, как слепорожденный человек был исцелен Господом и Богом, и Спасом нашим Иисусом Христом (Ин. 9, 1−39). При этом, комментируя причину его болезни, Христос последовательно разрушает стереотипы человеческого мышления: стереотип субботы, стереотип того, что все болезни связаны с грехами. Действительно, болезни могут быть связаны с грехами, например, алкоголизм: если долго упражняться, то в конечном счете грех перейдет в страсть, а страсть − в болезнь. Но порой надо приложить немало сил и много времени и средств, прежде чем грех перейдет в болезнь. Также люди всегда разделяются по реакции на явное чудо в Евангелии: одни, по своему духу, безоговорочно его принимают, другие безапелляционно всё отрицают, потому что у них нет духовного ви̒дения.

Зачитаю цитату голландского религиозно-философского мыслителя Генри Нувена: «Господи, посреди моей внутренней бури и беспокойства есть утешительная мысль: может быть, Твой труд внутри меня просто недоступен для моего опыта, чувств и понимания. Мой ум не может сосредоточиться на Тебе, мое сердце не может находиться в центре, и все выглядит так, словно Ты отсутствуешь и оставил меня одного. Но по вере я прилепляюсь к Тебе. Я верю, что Твой Дух достигает глубже и дальше, чем мои ум и сердце, я верю, что глубочайшие движения нельзя обнаружить на поверхности.

Напомню, что сегодня Неделя о слепом, и мы говорим не о физической слепоте, а духовной. У нас возникает естественный вопрос: почему мы духовно слепы? Откуда появляется духовная слепота, и как нам ее преодолеть?

Чтобы преодолеть духовную слепоту, надо стать океаном, океаном Божественной любви − слиться с Богом. Все реки и озера так или иначе впадают в моря, а моря − в океаны. Только человек может не впасть в океан Божественной любви, потому что он имеет свободную волю. Вера начинается с доверия Богу. Наша духовная слепота − это наше недоверие к Богу. Понятно, что когда Адам потерял доверие к Богу, он потерял ви̒дение райского сада. И вот наша главная задача − восстановление этого доверия. Мы можем просить об этом Бога перед таинством Святого Причастия. Непостижимым, таинственным образом это доверие восстанавливается во время таинства Святого Причастия. То есть человек становится океаном Божественной любви при непрестанном причастии. Непрестанность определяется самим человеком, по его возможностям и по его внутреннему желанию − насколько Христос стучится в его сердце...

Протоиерей Григорий Григорьев, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках: — В моем роду не было, по крайней мере, я не знаю священнослужителей ни по линии отца, ни по линии матери. Ко всем династиям я отношусь положительно, потому что всякая династия, в том числе священническая, вводит человека в профессию с рождения, он с детства профессионально готовится к этому служению. Но принадлежность к династии может и испортить человека. Важно не гордиться этим, не бравировать, а важно — получать все лучшее, что дает такая принадлежность, и вести себя достаточно скромно.

«Поля побелели и созрели для жатвы». Жатвой является душа того человека, который стремится к Божьей правде, к истине и справедливости. Каждый человек, у которого есть потребность познать истину и справедливость, является такой Божьей жатвой. «Только вот делателей мало», − сказал Христос в начале Своего служения. Но Он Сам являл Собой пример такого делателя, такой пример являли апостолы, которых за всю историю православия было более двух тысяч (тех, кто канонизирован в апостольском звании), и все православные христиане.

Не возможно быть делателем, не узнавая Бога. Душа делателя должна быть наполнена Богом, благодатью Святого Духа, Ветром Радости, Который есть Господь («ветер» есть «дух», Дух есть Бог). Если наши души наполнены ветром хаоса (а в греческом слово «хаос» означает ад), то делателями и сборщиками жатвы являются другие силы и другое «ведомство». В какой мере мы являемся созревшим зерном Божьей жатвы?..