Видеозаписи

Здесь Вы сможете увидеть выступления на различного рода конференциях и тематических встречах, а также лекции и специально записанные для разных аудиторий выступления.

Речь идет  о самом главном для Григория Григорьева — Причастии в жизни христианина; пути любви (Икономии) в Православии, трезвении, как образе жизни и веры; о семейных ценностях; о любви и ненависти; о человеческих падениях и Боге; о прощении. Все эти выступления объединяет одно — Евангельская проповедь в духе любви.

День Святой Троицы, Пятидесятница. Мы знаем, что день этот был предсказан Спасителем заранее, ученики ждали его и в этот день единодушно собрались вместе  в горнице. И сошел на них Святой Дух в виде огненных языков пламени, которые ворвались в это помещение как шумный, несущийся ветер. Впервые упоминание о Святой Троице мы видим в Ветхом Завете, когда на является праотцу Аврааму у Мамврийского дуба. Мы также видим это явление во время крещения Христа: когда крестится Бог Сын, с неба сходит Святой Дух в виде голубя, и глас Отца Небесного глаголет: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Мы верим в Триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Мы знаем, что Бог Един в трех Лицах, и каждое из трех Лиц имеет полноту Святой Троицы, но все-таки иногда людям непросто понимать некие богословские постулаты, написанные в Символе веры. Святые отцы предлагали много разных образов, метафор, для того чтобы объяснить, что такое Святая Троица. Василий Великий говорил, что она как солнце, которое имеет массу, тепло и свет. Другие святые говорили, что Святая Троица − это как источник, ручей и река; сравнивали Ее с тремя свечами, каждая из которых горит отдельно и все дают общий свет, сравнивали также с разумом, мыслью и словом человека.

Для нас очень важно то, как мы понимаем Святую Троицу и почему ученики так ждали Духа Утешителя, хотя с ними до этого был Господь и они были свидетелями Его крестной смерти. Отец, Сын и Святой Дух. Бог Отец − это вера. Вера − это доверие к Богу и верность Его заповедям. Бог Сын − это слово, надежда. И Бог Святой Дух − это любовь. Господь говорит: Дам вам Духа Утешителя и радости вашей никто не отнимет от вас. Как нам понимать, что значит «Духа Утешителя»?                В чем выражается это утешение, в  чем проявляется любовь Бога к людям? В первую очередь это распознавание добра и зла. Какие бы жизненные события с нами ни происходили, если в конечном счете мы чувствуем утешение, то это от Бога, а если утешения не чувствуем, то с Богом мы не встретились. Бог всегда проявляется в утешении. Там, где нет утешения, нет Бога. Это очень важное для нас понимание − распознавание добра и зла производится по наличию или отсутствию утешения. Повторяю: что бы с нами ни происходило, но если в конечном счете мы получаем утешение, это есть встреча с Богом. Если же утешения мы не получаем, то встречи с Богом не происходит.

Протоиерей Григорий Григорьев, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках:

− Святая Троица − это в первую очередь воссоединение Отца, Сына и Святаго Духа в единое целое в нашем сознании, понимании, в нашем мироощущении. Духов День − это день, посвященный тихому, радостному, благоговейному, любвеобильному Святому Духу. В этот день наступает тишина.

Протоиерей Григорий Григорьев, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках:

− В День Святой Троицы, Пятидесятницы, когда апостолы, ученики Христовы, были единодушно собраны вместе, в горницу ворвался шум сильного, несущегося ветра, на них сошли языки огненного пламени, и они заговорили на разных языках. У человека, на которого сошла благодать Святаго Духа, развивается понимание всех народов мира угождающих Богу...

Для нас это день, когда Господь наполняет наши души Святым Духом и в нас восстанавливается единство Святой Троицы: вера, надежда и любовь. Бог − вера, Христос − надежда, любовь − Дух Святый. Сердца наши наполняются любовью, и от этой любви расцветают все наши таланты и сгорают все наши грехи. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Протоиерей Григорий Григорьев, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках:

− Говоря о святом праведном Иоанне Кронштадтском, я хочу выделить один очень важный аспект его пастырского служения − это непрестанное причастие. Он сам причащался каждый день и призывал к как можно более частому причастию других людей. Есть книга, посвященная его памяти − «Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев». От двух до пяти тысяч причастников бывало на его богослужениях. Он служил каждый день. Одновременно освящалось порядка двадцати Чаш. Само причащение занимало несколько часов. В алтаре находилось около ста человек, которые приглашались по специальным билетам и потребляли оставшиеся Дары.

Нередко мы читаем следующие воспоминания: «Я сказал батюшке, что я не готов. А батюшка спросил: Стучится ли Христос тебе в сердце? − Батюшка, я вот не выполнил это и это… − Господь стучится в твое сердце? − Батюшка... − Последний раз тебя спрашиваю, маловер, стучится ли Христос в твое сердце?..» И святой праведный отец Иоанн Кронштадтский причащал всех людей, которым Христос стучался в сердце. В этом он является для нас примером, потому что храм, в котором он служил, был не просто заполнен, но переполнен народом.

Протоиерей Григорий Григорьев, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках:

− Если рассматривать грех с позиции современной физиологической, психосоматической медицины, то все физиологические повреждения, которые входят в раздел хронических заболеваний, излечимы лишь отчасти... Хронический алкоголизм − это в первую очередь слабое психосоматическое место человека, его ахиллесова пята... до конца не излечим.

С точки зрения Святой Соборной Апостольской Церкви, алкоголизм − это грех. В какой степени излечим грех? Грех излечим в абсолютной степени. Ради грехов людей Христос принял смерть на кресте... Алкоголизм излечим в той степени, в которой человек хочет измениться. В той степени, в которой человек потерял интерес к этому веществу... Алкоголизм излечим для тех, кто хочет излечиться.

Протоиерей Григорий Григорьев, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках:

− Церковь существует в обществе в двух состояниях. Первое − когда государство преследует Церковь, находиться в ней опасно, в том числе для карьеры, для жизни, и в такие времена в ней собираются искренне верующие люди. Когда государство поддерживает Церковь, то так или иначе создается «Византия», или, можно сказать, в хорошем смысле этого слова «райком партии». В райкоме партии находятся разные люди: искренне верующие в нее, и карьеристы, и те, кто пришел по каким-то другим причинам. Говоря по-другому, Церковь, находясь в гуще мира, болеет всеми болезнями, которыми болеет общество; даже в превосходной степени, потому что для того чтобы спастись священнику, настоятелю храма, надо чтобы за него молился весь приход: воздействие темной силы на него гораздо сильнее, чем на прихожанина.

Вот почему до революции говорили: осудить священника − спалить пять деревень (в то время священник как раз окормлял храмы пяти деревень); осудить епископа − спалить всю епархию, а осудить патриарха − это спалить всю страну... Дело не в том, что каждый член Церкви не совершает ошибок, все могут ошибаться, но иногда это происходит по немощи человеческой, от высокого груза зла.

Мы с вами не всегда ощущаем Духа Утешителя, всем нам его катастрофически и категорически не хватает. А если задать себе прямой вопрос − почему именно мне не хватает Духа Утешителя, где Его брать? Я уже говорил вам, что не раз пребывал в подобных размышлениях, когда, что называется, обложили со всех сторон и казалось, что выхода нет. И в этот момент рядом появлялись люди, которые нуждались в утешении значительно больше меня. Когда начинаешь утешать других людей, то и к тебе приходит Дух Утешитель, потому что Господь сказал: блаженнее давать, нежели брать. Мы все чего-то ждем, мы ждем, когда к нам придут, погладят по головке и будут нас утешать. Ну а сами-то мы утешаем других людей? То есть если нам не хватает Утешителя, то только по одной причине − мы сами таковыми не являемся... Если мы утешаем других людей, то Он к нам приходит, а если не утешаем, то не приходит... Если мы хотим, чтобы нам было хорошо, а о других не думаем, хорошо нам никогда не будет.

Это очень важно понять, потому что нынешнее время, как и все время между Святой Пасхой и Троицей, но особенно  между Вознесением и Святой Троицей − это время самой напряженной духовной работы для православного человека. Если мы действительно являемся православными христианами и если мы добиваемся Духа Утешителя, то это время для нас самое благоприятное. Если же Дух Утешитель к нам не приходит, то никто и никогда не скажет про нас: по тому узнают, что они ученики Христовы, что у ни любовь между собой... Если в нашем приходе между нами нет любви, то у нас нет Духа Утешителя, и, значит, все, что мы делаем, приносит нам минимальную пользу − дай Бог, чтобы коэффициент полезного действия нашей внутренней турбины потянул на один процент. А хотелось, чтобы хотя бы на 95-98... Хотя бы... У отдельных личностей может быть и на 300 процентов, но нам бы на 95, как минимум. Поэтому помните, что все наши проблемы − это мы сами. Все зло, которое нас окружает и проникает в нас, − мы сами и есть. Мы сами открыли двери своей души для всепроникающего зла... И некого винить, Бог ведь не меняется, и Дух Утешитель повсюду. Помните об этом и ищите Его...

Дорогие братья и сестры, в день Вознесения я уже говорил, что десять дней от Вознесения до Троицы − это время сомнений, время напряженного ожидания Духа Утешителя, о котором сказал нам Господь.

Само слово «утешение» имеет огромный смысл для каждого из нас. Когда нам трудно, мы всегда ищем утешения, возможно, у каких-то людей, которые выслушают и поймут нас. Иногда мы получаем утешение при прочтении книги, просмотре фильма или в каких-то других делах, которые любим. Более всего в этом мире людям не хватает утешения, а в наше время как никогда важно, чтобы, когда нам тяжело, рядом нашлись люди, которые разделят нашу тяжесть, а когда нам радостно, разделят нашу радость и таким образом преумножат ее.

И вот Господь говорит о Духе Утешителе, Который сходит в наш мир на Святую Троицу. Это не значит, что Его нет во все другое время, но слова эти были обращены к апостолам и первохристианам, которые не получили еще Духа Утешителя. Мы же получили Его в таинстве Святого Миропомазания.Говоря о Духе Утешителе, Господь в первый раз называет третью ипостась Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух, третье имя Бога − Дух Утешитель. Господь − любящий Отец, и, конечно, когда ученики Христовы, находившиеся рядом с Богом, расстались с Ним, они испытали чувство глубокой горечи. Но Он сказал им: если Я не уйду от вас и не приготовлю вам обители, то вы не получите Духа Утешителя, не познакомитесь с полнотой Божественной любви. О Боге Отце вы слышали от Меня, Я, Сын, был всегда с вами, а Бог Святой Дух, Дух Утешитель, придет к вам в день Святой Троицы.

Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий Григорьев о тренингах и увлечении психологическими методами:

− Человек создан по образу и подобию Божьему. У человека есть свобода выбора. Господь − любящий Отец, Он может все, но не может сделать святого. Господь мог бы действовать на волю человека таким образом, что все люди жили бы по заповедям Божьим и грехов не совершали. Но тогда мы не были бы людьми. В идеале надо оставить волю человека для управления самим человеком. Так Господь создал человека, а дальше пошло удаление от принципа Божественной Любви: чем больше давление, тем меньше Бога. Чем дальше люди будут уходить от Бога, тем больше давления будет оказываться на их волю разными группами, в том числе психологическими методиками и тренингами. Я не являюсь противником психологических тренингов. Наверно, в каких-то конкретных жизненных ситуациях какие-то конкретные практики и методики могут принести человеку пользу. Но очень важно, занимаясь психологией и тренингами, осознавать, в какой степени они заслоняют Бога от человека. Вот если Бога от человека они не заслоняют, это допустимо. Если заслоняют то, с моей точки зрения, это не допустимо. Только сам человек может это определить.

Дорогие братья и сестры, у каждого из нас в жизни бывали такие моменты, когда все внешние обстоятельства сжимали нас и казалось, что нет выхода, нет разрешения наших проблем. В такие моменты мы нередко встречали людей, которым было значительно хуже, чем нам, и понимали: какие у нас проблемы по сравнению с ними?..

Когда я оказывался в трудных жизненных обстоятельствах, то всегда вспоминал свою аварийную подводную лодку, и понимал, что те проблемы, что существуют сейчас, вовсе и не проблемы... Если бы можно было организовать особое паломничество для исцеления от проблем, я бы с великой радостью собрал группу паломников для поездки в Сирию, в разбомбленный Алеппо, чтобы дня три пожить на развалинах домов. И мне представляется, что все наше уныние, все наши депрессии и плохое настроение мгновенно бы исчезли, и когда мы бы вернулись домой, то были бы самыми счастливыми людьми на свете. Действительно, у всех нас есть одна великая немощь − мы не любим, не ценим то, что имеем, и живем по принципу что имеем − не храним, потерявши − плачем... И, конечно, все наши страдания и сомнения по сравнению с тем, что пережили святые подвижники, даже не искушения, просто легкий ветерок на океанской глади. А они жили посреди штормового океана, но шторм их не задевал, потому что они умели погружаться ниже волн, туда, где нет никакой качки...