Статьи

Доктор и священник Григорий Григорьев о сквернословии, коре головного мозга и душе

Сегодня в топе новостей очередной скандал со сквернословием. Человек явно вышел из себя, это засняли, выложили в сеть, "словили хайп"… Но ведь мата в нашей повседневной жизни много и без этого случая.

Что происходит со всеми нами? Об этом Оnline47 рассказал протоиерей Григорий Григорьев, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии, доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ.

Так ли уж мат — это скверно?

Если человек попадает в какую-то эмоциональную ситуацию, с которой не справляется, у кого-то кишечник прихватывает, а кто-то матерится страшно. А это всё то же самое: есть испражнение физическое, а есть испражнение духовное.

Вот до революции еще, когда люди боролись со своим пьянством и давали зарок от алкоголя, они обязательно принимали зарок "не произносить скверных, гнилых и бранных слов".

Почему?

В то время вообще считалось, что это язык, направленный против Богородицы. Не прямо, но косвенно. Было ещё такое выражение "послать по матушке". По какой "матушке" ? Матушка у нас одна…

Потому сквернословие – это как молитва, направленная в другое ведомство. Молитва, направленная в адскую бездну.

Так ли уж мат это опасно?

Сейчас молодежь сквернословит много, везде и всюду. Причины разные, в том числе и ложные примеры для подражания. Создается такая антидуховная этнотрадиция.

А ведь когда человек в эмоциональном возбуждении сквернословит, он становится более животным, чем человеком. В этот момент кора головного мозга теряет контроль над подкорковыми внутренними функциями.

И двери души человека оказываются открыты явно не в сторону Господа Бога.

Вот если говорить о молодежных группах, в которых мат сочетается с алкоголем и наркотиками, то это просто гремучая смесь.

Это взрывоопаснейшее состояние, которое фактически вырабатывает у человека ложную психологическую защиту. То есть, он не анализирует ничего он просто находится в измененном состоянии сознания.

И это свидетельствует о деградации нашей нравственной и духовной культуры. А чем дальше люди от Бога уходят, тем больше душа начинает гноиться.

Беседовала Наталья Старичкова

Источник: сетевой журнал online47.ru

Что такое душевная болезнь с церковной точки зрения? Может ли священник брать на себя функции врачевателя душ — не просто как пастырь, но и как лекарь, призванный дать измученному болезнью отдохновение от недуга уже здесь, в земном мире? Об этом мы поговорили с доктором медицинских наук, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии протоиереем Григорием Григорьевым.

 

Бесноватых мало, большинство – просто больны

— Отец Григорий, раньше все психические отклонения принято было списывать на одержимость…

— Я думаю, что бесоодержимость в чистом виде — чрезвычайно редкое явление. Чаще она накладывается на психическое заболевание и сочетается с ним. Проработав 40 лет в психиатрии, действительно одержимых я встречал не более 10 раз. Для меня бесоодержимость — это непостижимый Божий Промысл. Три момента в нашей жизни зависят только от Бога: рождение, смерть и вхождение беса. Как в случае с гадаринским бесноватым демоны спрашивают разрешения войти в стадо свиней у Бога, так и во всех прочих случаях: без воли Бога в человека бесам не вселиться. Думаю, одержимость — это попущенная Господом крайняя форма лечения, которая исцеляет, прежде всего, от атеизма. Потому что тот, кто пережил бесноватость, никогда уже не будет атеистом. Так происходит приближение к Богу. Конечно же, при условии покаяния человека.

ИМЯ ПРОТОИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВА ХОРОШО ИЗВЕСТНО НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ. Мы не раз публиковали интервью и беседы с ним. Отец Григорий — доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи Выборгской епархии в д. Юкки. Он является профессором Санкт-Петербургской православной духовной академии, деканом факультета психологии и философии человека, заведующим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. Перечисление всех его титулов, званий, наград и служений заняло бы немало места, однако, думаем, одним из главных направлений сегодняшней деятельности отца Григория является его активное участие в работе православного телеканала «Союз» (программа «Точка опоры»). Просмотры видео с его участием бьют все рекорды.

23 декабря отцу Григорию исполнилось 60 лет, с чем мы его искренне поздравляем. Очередное интервью с нашим собеседником посвящено больной и актуальной теме: депрессии и путям её преодоления.

ИЕРЕЙ ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВ — человек, наделённый многими обязанностями. Он заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, член коллегии синодального отдела по социальному служению и благотворительности, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, декан факультета и заведующий кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. И, наконец, он — настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии, храма, построенного под его руководством. В прошлом он заслуженный подводник России, участник многих дальних походов и ликвидации трёх аварийных ситуаций на подводных лодках. Мы встретились с отцом Григорием после одной из служб, чтобы узнать, как он живёт сегодня, и получить ответ на некоторые интересующие нас вопросы.

 

Зачем нужны духовники

— Отец Григорий, многие люди сегодня страдают от того, что, даже посещая церковь, не могут решить своих проблем и потому ищут священников, которые могли бы стать их духовниками. В вашем представлении, каким должен быть духовник?

— В первую очередь, духовник — это пастырь добрый. Думаю, что сегодня такой духовный руководитель более подходит для монашествующих. Когда человек решил многие свои проблемы, остаётся главная — вручение своей воли в руки Божии. Для этого необходим духовный руководитель, посредством которого человек смиряет свою волю, предает её в руки своего наставника.

Мы обсудили тему «православие и психотерапия» в теории. Теперь перейдем к практике. О методах, применяемых психиатрами, о лекарстве против массового психоза, о свойственных православным душевных болезнях, о психической подоплеке младостарчества — наш разговор с заслуженным врачом РФ, доктором медицинских наук, профессором психотерапии, магистром богословия, преподавателем СПБДА и настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках иереем Григорием Григорьевым.

 

Палка о двух концах

— Жан-Клод Ларше полагает, что никакой «православной психотерапии» не существует. Но разделяет допустимые и недопустимые методы. По какому принципу их можно различать?

— Мой духовный отец, приснопамятный протоиерей Василий Лесняк, и я начали заниматься лечением от алкоголизма, наркомании и других зависимостей еще на закате советской эпохи. Отец Василий умер в 1995 году. Незадолго до этого мы обсуждали с ним всё тот же вопрос: «Что допустимо и что недопустимо в современных методах лечения, в том числе и психотерапевтических?» И тогда он мне сказал: «Главное, чтобы метод не заслонял Бога от человека. Если не заслоняет, то он допустим». Чтобы помогать больным людям, надо верить в то, что ты можешь им помочь, быть профессионалом своего дела, иметь дар сострадания и сопереживания. Любой метод, который не унижает человека и дает лечебный результат, не может быть не от Бога.

Артем Карагодин, пресс-секретарь Выборгской Епархии: «Это – мой первый опыт интервью, и сказать, что я очень волновался, готовясь к нему, значит, вообще промолчать. Тем более, если учесть, со сколь интересным собеседником мне выпало общаться. Имея возможность побывать у отца Григория в храме, в клинике и дома, увидев, как он служит, работает и живет, мне стало ясно, что просто репортаж – это не тот формат, который может более-менее полно сформировать у читателя представление о деятельности этого человека. Готовясь, к интервью, я попытался собрать в одно предложение все его титулы, достижения и звания, и строчке, этак, на десятой, понял, что тут будет мало и целого абзаца. В общем, читайте и делайте выводы сами. Итак…»

 

— Добрый день, отец Григорий! Огромное Вам спасибо за эту возможность побеседовать с Вами. Но, экономя Ваше время, не буду долго затягивать с началом. Итак, Вы – доктор медицинских наук, магистр богословия, профессор кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, заслуженный врач России, Ветеран труда, при этом входите в число наиболее известных врачей мира, являетесь консультантом ООН по вопросам наркотизма, действительный член Русского географического общества, заслуженный подводник России, автор более 400 научных работ, опубликованных в том числе и за рубежом, преподаете в Санкт-Петербургской православной духовной академии спецкурс «Аддиктивное (зависимое) поведение», являетесь основателем в 1988 г.

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, магистр богословия и священник Григорий Григорьев считает, что компьютерные игры злоупотребляют стимуляцией в человеческом мозге «зоны стресса», предназначенной исключительно для спасения жизни в экстремальных ситуациях.

Забыл моргать

Этот лицо семилетнего мальчика из Нью-Йорка в процессе игры. В глазах у него стоят слезы, потому что он так увлечен, что буквально забывает моргать, и организм вынужден плакать, чтобы увлажнить глаза.

Фотограф Робби Купер (Robbie Cooper) для The New York Times

Среднестатистический мужчина в стране с развитой культурой онлайн игр к 21 году проводит в онлайн игре около 10 тысяч часов. Примерно столько же времени проводит на занятиях за все время обучения американский школьник, если он не пропускает уроки – такие данные приводит футуролог и геймдизайнер Джейн Мак Гонигал (Jane McGonigal) из Института Будущего (IFTF) в Калифорнии. Как влияет на человека информационный поток, сопоставимый по объему с системой школьного образования?

Наш разговор — о зависимостях. Лечением алкоголизма и наркомании доктор Григорий Григорьев, директор Международного института резервных возможностей человека, сопредседатель экспертного совета при Координационном центре по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Русской Православной Церкви, сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, занимается уже три с половиной десятилетия.

 

Человек должен уйти от врача больным

- Есть такой закон в психиатрии «10 000 здоровых не убедят одного больного, но один больной убедит 10 000 здоровых», — объясняет отец Григорий, разливая по кружкам крепкий китайский чай пуэр. — По сути дела, любая зависимость, в том числе алкогольная, – это психическое заболевание, а любое психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки — человек не считает себя больным.

Доктор медицинских наук, профессор Г. И. Григорьев вот уже около 20 лет возглавляет Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ). При духовном наставничестве архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви Григорий Игоревич руководит Обществом трезвости и милосердия святого благоверного великого князя Александра Невского.

 

Об учителях

— Григорий Игоревич, как смыкаются в вашей работе медицина, психиатрия, целительство и церковное служение? 
— Всю свою сознательную жизнь я учился работе с наркозависимыми людьми, в том числе и у доктора А. Р. Довженко. Я действительно был одним из его ближайших учеников, которым он завещал продолжить свое дело. И хотя Александр Романович не имел возможности приводить людей в церковь, сам он был глубоко верующим православным человеком, и его лечебные сеансы были построены по аналогии, внешне напоминающей церковную литургическую службу. Однако атеистическое время, в которое он жил, было неблагоприятным для раскрытия его духовного дара, поэтому содержание и оформление сеансов А. Р. Довженко было адаптировано к бытовому и медицинскому уровню понимания современников.

Даже умеренно выпивающий человек, врач, психолог, священник, не сможет помочь людям с алкогольной зависимостью. В этом убежден диакон Григорий ГРИГОРЬЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Ленинградской области, Санкт-Петербургской епархии – сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор. Сам он не пьет уже 30 лет, и уже 22 года помогает преодолеть зависимость. Отец Григорий считает, что ни одна методика помощи алкоголикам не противоречит православной вере. Но наиболее эффективно лечение, когда в итоге человек приходит в храм. Об этом он рассказал сайту Милосердие.ru