Видеозаписи

Здесь Вы сможете увидеть выступления на различного рода конференциях и тематических встречах, а также лекции и специально записанные для разных аудиторий выступления.

Речь идет  о самом главном для Григория Григорьева — Причастии в жизни христианина; пути любви (Икономии) в Православии, трезвении, как образе жизни и веры; о семейных ценностях; о любви и ненависти; о человеческих падениях и Боге; о прощении. Все эти выступления объединяет одно — Евангельская проповедь в духе любви.

Мы вступаем во время подготовки к Великому посту, была неделя о мытаре и фарисее, начинается неделя о блудном сыне. Духовная задача этих дней − провести внутри своей собственной души разницу между ветхозаветным и новозаветным человеком. Задача в том, чтобы обнаружить в себе признаки ветхозаветного человека, который во многом был хорош и, несомненно, лучше нас с вами. Ветхозаветные евреи гораздо лучше нас с вами выполняли все правила, все заповеди. Они много молились, выполняли все, что предписывает закон, но при этом они превращались в фарисея, который, возвышаясь над другими людьми, начинал их презирать, или в старшего сына из евангельской притчи о блудном сыне, который презирал своего младшего брата и даже братом его не считал.

Всем нам следует заглянуть в свою душу и внутренне ответить себе на вопрос: а во мне какого больше человека − ветхого или нового?

Евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) − одна из центральных в Новом Завете. Именно здесь вы видите образ Бога Отца, который более нигде не выводится, а здесь представлен под образом любящего отца. Особая ценность этой притчи в том, что ее рассказывает Бог Сын, Господь наш Иисус Христос. Я говорил вам, что Новый Завет является неким духовным отражением Завета Ветхого. Основные линии есть в Ветхом Завете, и там тоже есть образ блудного сына и образ Бога Отца. Когда ветхозаветный блудный сын приходит к ветхозаветному отцу, тот выгоняет его со словами: свиней ты возлюбил, к ним и уходи. Мы видим, что восприятие Бога людьми происходит в меру того сердечного окаменения и жестокосердия, которое присуще данным поколениям. Рассказывая эту притчу, Господь показывает нам: Бог не таков, как вы Его представляете, Бог − это любящий Отец...

«Точка опоры. Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым» (Санкт-Петербург)

– Тема сегодняшней передачи  – почитание родителей как точка опоры. Пятая заповедь Моисеева: почитай  отца твоего и матерь твою, дабы дни твои на земле продлились. 

Мне нередко задают вопрос: «Как почитать своих родителей, если в памяти остались одни негативные воспоминания, особенно о детстве, и я не помню ничего хорошего? Следует ли почитать родителей в таком случае?» Судите сами, пятая заповедь абсолютно не имеет трактовки, почитать или не почитать. Да, почитать. Несомненно, почитать, независимо от личных качеств родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою, дабы дни твои на земле продлились». Продлились дни на земле для того, чтобы достигнуть максимального духовного роста в этом мире.

Не могу поверить в Бога, вижу лишь зло вокруг. Что делать? На вопрос отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия и медицины, профессор.

Есть ли Бог в физической любви между мужчиной и женщиной? Для меня это важная часть жизни... Отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия и медицины, профессор, психотерапевт.

Дорогие братья и сестры, все мы чувствуем, как меняется наш мир. Он меняется не по дням, а по часам. Мы чувствуем, как в мире нарастает страх. Нарастание страха всегда происходит пропорционально оскудению духа любви. Уходит любовь − приходит страх. Страхами наполняются души людей, места работы, места жизни. Весь мир может наполняться страхом. Страхи бывают самые разные, им нет числа. Но всякий раз, когда мы испытываем страхи, мы должны понимать, что это наше недоверие к Богу. Страхи мы испытываем потому, что наши души закрыты Богу − нет сретения, нет встречи. Если даже мы приходим в храм Божий и не чувствуем реального возрастания духа любви ко всем окружающим и к самому себе; если, выходя из храма, не чувствуем, что все окружающие люди лучше нас, то мы открываем двери своей души страхам. Страхи − это открытые двери души человека в ад. Когда вольно или невольно, тайно или явно двери души человека открыты в ад, душа наполняется страхами, такой закон. Душа наполняется страхами потому, что Господь сказал, что свято место пусто не бывает. Раз у нас в душе нет Бога, то приходит лукавый дух. И на самом деле борьба со страхами состоит в открытии души для Бога. Вот когда у нас происходит сретение с Богом, страхи уходят. А когда у нас происходит сретение с бесами, то страхи приходят. Мы пришли в этот святой храм для того, чтобы встретиться с Богом, открыть Ему двери своей души, чтобы Господь наполнил нашу душу, разжег погасший костер нашей души. Мы пришли сюда для того, чтобы Ветер Радости Господь заполнил наши души.

Дорогие братья и сестры, начинается неделя о мытаре и фарисее, и мы уже начинаем ощущать впереди благодать приближающегося Великого поста.

Вот в храм пришли два человека (Лк. 18, 10−14), один − мытарь, ненавидимый всеми сборщик податей. Ветхозаветные иудеи не любили мытарей не только потому, что им было жалко денег, но потому что напоминало, что они находятся под властью кесаря как плененный народ. Всякий раз когда они давали эти подати, то ощущали угнетение и пленение. К тому же, наверное, все сборщики налогов кесарю не забывали и про себя и брали значительно больше, чем предполагалось. Прямо выступить против них никто не мог, но мытарь считался нарушителем всех законов и всех заповедей. Особенно мытарей не любили потому, что это, как правило, были единоверцы, единоплеменники − евреи, которые служили врагу. Отношение к ним было, как во время Второй мировой войны у нас к полиции. И вот этот человек приходит в храм и молится. Получается, что он верующий, иначе зачем бы он пришел в храм? Зачем он бьет себя в грудь и произносит одни и те же слова: "Боже, милостив буди ми, грешному". И не смеет поднять глаз на небо... Какую же надо иметь веру, чтобы прийти в храм при людях, которые тебя ненавидят, и, обращаясь к Богу, восклицать: "Боже, милостив буди мне, грешному!"

Как я уже говорил, сегодняшнее Сретение можно образно назвать встречей трех младенцев. Я думаю, что мы не обращаем внимания на тот факт, что только два человека встретили Христа, никто больше не подошел. Вы представляете, что такое Иерусалимский храм? Там всегда были сотни людей, если не тысячи. И вот никто не подходит, только два человека: старец Симеон и старица Анна, потому что они, как я уже сказал, были младенцами − младенцами в восприятии Бога. Остальные, видимо, были взрослые люди и не обратили внимания на какого-то младенца.

Как говорил Господь: будьте как дети. Не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное. Вы когда-нибудь думали, что это значит − будьте как дети? Не может же взрослый человек на самом деле вести себя как ребенок. По крайней мере, если такое временами случается, то выглядит это весьма странно.

Евангелие от Луки, гл. 2, ст. 22−40.

Сретение − встреча. Встреча происходит, когда пастушкам является ангельское войско и извещает о рождении Спасителя. Встреча с Богом происходит у волхвов, когда они пришли поклониться Ему и принести свои жертвы. Праведный Симеон жил очень много лет. Сколько точно, мы не знаем, но по некоторым преданиям почти триста лет. И он не мог умереть, потому что Архангелом Гавриилом ему было предсказано, что он не вкусит смерти, покуда не увидит Спасителя Бога. В свое время Симеон работал в группе самых образованных людей в Александрийской библиотеке над переводом древних текстов, он был ветхозаветный ученый того времени и прекрасно знал древние языки. И когда он переводил один из текстов, который пророчествовал о явлении Иисуса, то его смутили слова "Се Дево зачнет во чреве". Будучи человеком грамотным и образованным, он подумал и решил исправить на "Се Жено зачнет во чреве", как поступил бы любой здравомыслящий человек. И тогда ему явился Архангел Гавриил и сказал: за то, что ты усомнился в Боге, у Которого каждое слово есть правда, даже если оно не укладывается в человеческий разум, будешь теперь жить до тех пор, пока не увидишь Спасителя.

И вот Симеон Богоприимец, пророчица Анна, 84-х лет, два этих достаточно ветхих в нашем понимании человека встречают Бога. Но Бог приходит не в образе царя, не в образе могучего человека, а в образе беззащитного младенца. Собственно говоря, для того чтобы встретить Бога, они тоже должны были быть младенцами: "Истинно говорю вам, − сказал Христос, − не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное". Это можно назвать встречей трех младенцев: двое − ветхозаветные старцы и Богомладенец Иисус.