Слово перед причастием

Страницы:
2

− Дорогие братья и сестры, почему нам так трудно выполнить две наиглавнейшие заповеди Христа, на которых стоит весь закон и все пророки: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей душой своей, всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя»?

Сегодня я говорил вам об антиномии как некоем противоречии. Существует антиномия человеческой души − внутреннее противоречие, о котором Ф. М. Достоевский сказал: «Сатана с Богом борется, и поле битвы − сердца людей». В каждом человеке есть светлая часть и есть темная. Да, у апостола сказано: «Может ли из одного источника истекать горькая и сладкая вода?» (Ср.: Иак. 3, 11). Но если этим источником является душа человека, то может... От человека могут исходить героические поступки и одновременно самая последняя низость, потому что душа человека абсолютно антиномична. И все наше богословие антиномично потому, что каждый из нас воспринимает Святые Писания той своей частью, которой в нем больше: либо это светлая часть, либо темная...

Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем день священномученика Киприана и мученицы Иустины, святых, которым посвящен наш нижний храм...  Чем же для нас показательны эти святые?

Вторая половина III века. Киприана в раннем возрасте отдан на обучение колдовскому искусству, и он достиг небывалых высот. По крайней мере мы не знаем в истории ни одного плотского человека, которому сатана присвоил бы звание князя бесовского. Обычно князь бесовский − бесплотный дух, а Киприан был им, будучи плотским человеком. Он достиг невероятных высот в колдовстве: летал по воздуху, ходил по воде, у него в личном услужении был полк бесов, и он содержал в страхе все окружающие земли. Киприана боялись как огня, знали, что он может сделать с человеком все что угодно. Он был одним из богатейших людей того времени и реальным властителем, как бы мы сейчас сказали, Ближнего Востока.

Дорогие братья и сестры, сегодня дивный и всеми любимый праздник Покрова Богородицы. Мы любим его потому, что в этот день оказываемся под особой Божьей защитой. И мы, служители юкковского храма, хорошо чувствуем, как Пресвятая Богородица защищает нас Своим покровом.

После того как Господь Иисус Христос, распятый на кресте, сказал Своей Матери, указывая на Иоанна Богослова: «Се Сын Твой», а тому: «Се Матерь твоя», Она стала Матерью всего мира. И многие страны спорят за то, какая из них является уделом Пресвятой Богородицы. Конечно, это Израиль и святой град Иерусалим, который по праву претендует на то, чтобы называться уделом Пресвятой Богородицы. Также это Иверия, древняя Грузия, которая считается вторым уделом Богородицы. Это Святая Гора Афон, куда в свое время приплыла по морю Иверская икона, тоже ставшая уделом Пресвятой Богородицы и Ее домом. И наше Дивеево, неподалеку от города Сарова, где подвизался преподобный Серафим, также претендует на то, чтобы именоваться четвертым уделом Богородицы, Ее домом. На самом деле домом Пресвятой Богородицы является вся вселенная, Царствие Небесное и весь мир. Потому что пока в мире есть наши молитвы, обращенные к Ней, Она находится не в Царствии Небесном, а рядом с нами.

Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

(Ин. 10, 9−16)

Дорогие братья и сестры, пока идет подготовка к причастию, я хочу зачитать вам «Слово на зачатие честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» святителя Дмитрия Ростовского.

«В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, совершилось славным и чудесным образом зачатие святого Иоанна Предтечи. Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось бы и праздновалось Святою Церковью. Известны только три матери, во чреве коих совершившиеся зачатия стали предметом удивления для всего мира. Это – праведная Анна, святая Елисавета и Пречистая Дева Мария. Анна праведная зачала Богородицу, Елисавета – Предтечу, а Дева Мария – Христа Спаса нашего. Все сии зачатия были возвещены ангелом и совершились по благодати Божией, но притом не иначе, как чрез беседу между благовестником и зачинающими, ибо Сам Бог требовал и соизволения зачинающих. Посему благовестник, святой архангел Гавриил, войдя в алтарь к священнику Захарии, служившему тогда пред Богом сказал:

– Не бойся, Захария: молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему – Иоанн. И многие возрадуются о рождении его.

Захария отвечал:

– То, что возвещаешь ты мне, вестник радостный, и неожиданно и странно, ибо родить детей в старости неестественно; я же стар, и жена моя в летах преклонных: как мы можем зачать и родить сына?

Нередко люди, размышляя над своим крестом, с одной стороны, говорят: «По моим грехам заслужил я наказание», с другой стороны, жалуются на тяжесть своего креста: «Почему мне так не везет? Почему это происходит со мной?» То, что мы все называем крестом, в понимании светского человека, можно обозначить словом «таланты». Таланты − это свойства, заложенные в нас при рождении, и ими определяется наш жизненный путь. Но талантами они являются, когда мы находимся на дороге заповедей Божественной любви, если же уходим с нее, они превращаются в наши грехи. А грехи − это наши кресты. То есть мы постоянно жалуемся на свои грехи и при этом говорим: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». А кто все это управит? Разве не мы сами все это сделали? Разве не сами мы сошли с дороги заповедей Божественной любви? И крест тяжел только от одного – оттого, что человек ушел не в ту сторону.

Скажите, хорошо, что человеку становится тяжело, когда он уходит от Бога? У него появляется возможность вернуться, если он остановится и подумает: «Почему все так плохо?» Помните поговорку «Пришла беда − отворяй ворота»? А почему пришла беда?.. Помните, что всегда надо просто остановиться и подумать: если мне плохо, значит я делаю что-то не то. И никто меня не наказывает − я сам себя наказываю... Действительно, как можно относиться к людям? Ну только как к малым детям, по-другому же нельзя... А как к нам относится Господь? Как к совсем малым детям. Если бы любящий Отец начал наказывать бедных, несчастных, больных детей, то как бы называлось место, где мы живем? Ад...

Слово перед причастием отца Григория Григорьева, настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках, на Божественной литургии 27 сентября 2019 г. в праздник Воздвижения Креста Господня.

Дорогие братья и сестры, что для нас значит Воздвижение Креста Господня? Это вершина земного служения Спасителя, Его высочайший духовный подвиг, который мы никогда не сможем оценить в той мере, в какой он оказал влияние на дальнейшее развитие судьбы мира. Это самое великое преступления человечества против Бога из всех мыслимых и немыслимых...

Невозможно представить, до какой степени это событие повлияло на мир того времени. Римский император Константин, язычник, воздвигает в Риме три колонны с крестами в память о трех воинских победах: над повелителем Западной империи Максенцием, Восточной − Лицинием и над скифами. Максенций был, пожалуй, самым страшным из римских императоров, потому что занимался магией и приносил человеческие жертвоприношения, чего не делал даже Нерон. Он идет на битву с превосходящим войском, является перед царем Константином в полдень, и в зените солнца на небе появляется светящийся крест и надпись «Сим побеждай». Ночью это видение повторяется, и Господь говорит во сне царю Константину: «Начертай крест на шлемах и щитах воинов». Вы знаете, что это значило в то время? Это как если бы кто-то начертал на щите и шлеме виселицу или гильотину − орудия смерти. То есть надо воспринимать это сражение как битву мертвых. Люди, которые со знамением креста идут в битву, − это уже как бы погибшие воины. Вы сами знаете, что нет в мире такой силы, которая может остановить мертвых...

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Дивный для нас праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В чем его уникальность?

Почти за тысячу лет до Рождества Христова царь Соломон решил построить храм Единому Богу. Размеры храма должны были быть такими, чтобы в него вместился весь еврейский народ. То есть если бы собрать всех живущих в то время в мире евреев, они бы все вместились в храм царя Соломона. В мире никогда не было храма, подобного этому. Строили его несколько десятилетий, было использовано огромное количество золота, драгоценных камней, самых дорогих сортов деревьев. Потому что когда строится царский дворец, то он строится со всеми возможностями того времени, а когда строился «дворец» Богу, царь Соломон собрал в нем все лучшее, что было в мире. Собственно говоря, Соломон построил «дворец» ветхозаветному Богу.

Пресвятая Владычица наша Богородица стала для нас «дворцом» Нового Завета. В Нее вместился не только богоизбранный еврейский народ, первым сказавший миру, что Бог един, а весь мир. Предполагалось, что в храм царя Соломона будут вмещаться все праведники, а в Храм, которым является Пресвятая Владычица наша Богородица, вмещаются все люди мира, включая самых последних грешников, которые любят Богородицу, молятся Ей, стремятся и обращаются к Ней за помощью.

Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, –

дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

Страницы:
2